Меню

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОММУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКО - МОЛОДЕЖНЫЙ САНАТОРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

Согласовано: Утверждаю:

Директор КП «ОДМСОК «Перлина Донеччини»  ____________ Л.А.Кравчук

Начальник управления  по делам семьи и молодежи Донецкой областной  госадминистрации ___________Л.И.Золкина

perl1

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОММУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКО - МОЛОДЕЖНЫЙ САНАТОРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности.
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколениями созидается
Век за веком земля нетленная…
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!

   Современная молодёжь Украины - это «новое поколение», которое на себе испытывает реформы последних десятилетий, получив образование, ищет возможность самореализации, принимает решение о создании семьи в новой социально – экономической ситуации. Успехи молодёжи способствуют успехам реформ и наоборот. Молодёжь реализует в первую очередь представленные ей возможности, проявляя инициативу, находчивость и гибкость. Но новые свободы сопровождаются новыми рисками, новыми проблемами, совсем неизвестными новым поколениям: безработицей, наркотиками, усилением неравенства и социальной изолированностью.

   Как свидетельствуют исследования современных социологов, структура молодого поколения такова: 5% - революционеры, 5% - консерваторы, 40% - конформисты, 18% - способны нести ответственность за других людей и 32% - готовы принимать ответственность. Именно эти 32 % - молодёжи больше всего испытывают потребность в развитии активного подхода к жизни, самостоятельности кругозора, развитию смелости в решении проблемы, умению работать в коллективе. Но эти молодые люди сталкиваются со значительными проблемами, связанными с отсутствием условий и возможностей для реализации своих намерений: старая воспитательная вертикаль «пионерия – комсомол - партия» разрушена, а взамен её не предложено ничего нового.

   Исходя из выше сказанного, вытекает, что первостепенным заданием воспитания подрастающего поколения является создание условий для расширения поля поиска, нахождения выбора воспитанниками жизненной позиции, которая станет духовной ценностью.

   Создавая в комплексе психологический простор для выявления творческого потенциала ребёнка, мы, прежде всего, включаем его в те или иные структуры жизни через индивидуальный выбор.

 

   Программа направлена на формирование новой личности, ориентированной на поиск духовных ценностей, на здоровый образ жизни; осознающей силу знаний, умений и навыков; всесторонне развитой; чувствующей себя в гармонии с окружающим миром, который познаётся через игру, сказку; уважающей традиции своего государства и народа.

   Достичь позитивных результатов можно только стимулируя творческую самостоятельность ребёнка.

1. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ОБЛАСТНОГО ДЕТСКО-МОЛОДЁЖНОГО САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

   Идея создания областного детско-молодёжного санаторно-оздоровительного комплекса принадлежит директору Коммунального предприятия «Областного детско-молодёжного санаторно-оздоровительного комплекса» Людмиле Александровне Кравчук, которая 47 лет занимается детским оздоровлением: 26 лет в детском оздоровительном лагере имени Сергея Тюленина (6 лет - старший воспитатель и 20 лет – директор); 12 лет - директор санаторно-оздоровительного центра социальной реабилитации детей и сирот «Изумрудный город»; 6 лет - директор детского оздоровительного центра «Казачий»; с 2008 года - генеральный директор Коммунального предприятия «Областного детско-молодёжного санаторно-оздоровительного комплекса».

   Инициатор – Донецкий областной совет депутатов при поддержке управления по делам семьи Донецкой областной государственной администрации.

   В структуру Коммунального предприятия «Областной детско-молодёжный санаторно-оздоровительный комплекс» входят два филиала:

   - «Донецкий Орлёнок» - территория 13 га хвойного леса, среди которого нашло себе место: природное озеро; четыре двухэтажных и один трёхэтажный корпус, вместимостью 512 детей, с большими холлами и балконами, с удобствами на этаже; а также столовая; двухэтажный медпункт, в котором проводится санаторное лечение органов дыхания и опорно-двигательного аппарата, двухэтажная межлагерная поликлиника, двухэтажный административный корпус, футбольное поле, открытые волейбольное и баскетбольное поля с искусственным покрытием, танцплощадка, дом творчества (6 кружков), двухэтажное общежитие для обслуживающего персонала.

   - «Красная Гвоздика» - территория филиала 12 га хвойного леса, среди которого расположились семь корпусов: два комфортабельных трёхэтажных корпуса с большими холлами и удобствами в комнатах, четыре двухэтажных корпуса (пятый находится на реконструкции), с удобствами на этажах; двухэтажный медпункт, в котором проводится санаторное лечение органов дыхания и опорно-двигательного аппарата (лечебная физкультура в зале ЛФК; фитотерапия в фитобаре; ароматерапия; групповая фотонно-магнитная терапия; физиотерапия; бальнеотерапия; групповой ингаляторий; спелеотерапия; кислородные коктейли; массаж; занятия в комнате психологической разгрузки); закрытые спортивный и тренажёрный залы; дом творчества, в котором работает 10 кружков; игровой центр «Автотрек»; клуб на 700 посадочных мест, летний бассейн, футбольное и волейбольное поя, диско-бар и зимнее кафе; танцевальная площадка с летним кафе-баром; двухэтажный административный корпус; двухэтажное общежитие для обслуживающего персонала.

   В проект реконструкции комплекса заложено строительство зимнего клуба на территории филиала «Донецкий орлёнок» с комфортабельным актовым залом вместимостью 600 посадочных мест.

   В основу воспитательной работы положена программа «Я открываю мир».

   Суть Программы в открытии и проживании «Миров», составляющих жизнь человека. Проживая смену, ребёнок имеет возможность найти себя не только в привычном «Мире», где он уже знаком с успешностью, но и открыть новый неизведанный «Мир», вхождение в который требует усилий, смелости, поддержки друзей и воли.

   Смысл педагогической деятельности, смысл каждой смены – открытие «Огромного Взрослого Мира», к которому дети вместе с воспитателем идут в течение смены. На пути к нему лежат: «Мир игры» (п.1.1.), «Мир сказки» (п.1.2), «Мир традиций» (п.1.3.), «Мир гармонии» (п.1.4.), «Мир здоровья» (п.1.5.), «Мир знаний» (п.1.6.), «Мир творчества» (п.1.7.).

1.1. «МИР ИГРЫ»

perl2Приезд в город одного клоуна дороже вагона лекарств.
Януш Корчак

Цвет – красный

Символ – скоморох

Цели: подготавливать ребёнка к взрослой жизни через включение его в игру; развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

- помочь ребёнку через игру раскрыть собственный потенциал;

- через игру подготавливать к взрослой жизни;

- способствовать становлению личности ребёнка.

Реализация поставленных задач

- проведение интеллектуальных, подвижных, ролевых и сюжетных игр;

- организация ролевой игры детского соуправления;

- организация деловой игры «Бизнес-класс», в рамках которой работает детское кафе;

- работа «Пресс-центра» (каждую смену издаётся газета комплекса, работает радиостудия, создана современная телестудия для выпуска телевизионных программ комплекса);

- участие в детских и молодёжных фестивалях массовой информации.

1.2. «МИР СКАЗКИ»

perl3Ключ к ребёнку – не в поведении его,
а в его воображении.
Кто хочет овладеть поведением,
тот ничего не добьётся;
но всё сделает с ребёнком тот,
кто овладеет его воображением
С .Соловейчик

Цвет - оранжевый

Символ – Жар-Птица

Цели: учить толерантному отношению к окружающему миру; развивать воображение, навыки словесного и сценического творчества; воспитывать любовь к добру; формировать нравственные ценности, чувство справедливости.

Задачи:

- использовать сказкотерапию как метод психокоррекции в воспитательном процессе;

- моделировать доступными для ребёнка средствами социальные отношения, межличностные отношения;

- формировать предпосылки словесного, актёрского творчества.

Реализация поставленных задач

- проведение тематических смен с использованием сказочных сюжетов;

- применение сказочных сюжетов как сценарной основы праздников, конкурсов, спортивных и творческих фестивалей, других мероприятий;

- вовлечение детей в ролевые игры-сказки.

- через беседы, викторины, конкурсы, сказочные экспрессы;

- использование сказочных сюжетов в оформлении праздников, дискотек, концертов.

1.3. «МИР ТРАДИЦИЙ»

perl4Разговоры еле слышны.
И над нами ночная тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит ещё один день.
Только правду скажем в глаза,
Не тая на душе обид.
Промелькнёт и утихнет в сердцах гроза,
Затвердеет дружбы гранит.

Цвет – жёлтый

Символ – украинский рушник и венок

Цели: формировать чувство патриотизма, любви и преданности своему краю, отечеству; воспитывать толерантность, чувство собственного достоинства, интернационализм, уважение и интерес к культуре народов Донбасса и Украины, к духовным ценностям своего народа, к истории своего края и государства; прививать уважительное отношение к ветеранам войны, пожилым людям.

Задачи:

- познакомить детей с историей и традициями родного края;

- прививать национальные культурные ценности;

- помочь ребёнку через знакомство с традициями сориентироваться в понятиях духовность, духовная культура, самосовершенствование.

Реализация поставленных задач

- через беседы, встречи с ветеранами, интересными людьми, фестивали, выставки народного творчества, ярмарки, конкурсы, походы по родному краю, посещение музеев, патриотические клубы, зарница, костры дружбы, национальные праздники, дни национальной культуры, спорта, кухни;

- открытие музейных экспозиций, родительские дни, дни Семьи, Матери, линейки Памяти;

- работа волонтёрских бригад с ветеранами, поисковая работа.

1.4. «МИР ГАРМОНИИ»

perl5Только с помощью свободы
можно подготовить к свободе,
только с помощью сотрудничества,
можно подготовить к социальной гармонии
и сотрудничеству

С.Френе

Цвет – зелёный

Символ – цветок на ладони и бабочка

Цели: формировать психологический статус ребёнка, его личность, позитивную «Я – концепцию», бережное, заботливое отношение к окружающему миру; развивать духовный мир ребёнка; воспитывать любовь к природе, милосердие, потребности и любовь к труду.

Задачи:

- способствовать формированию бережного, заботливого отношения к окружающему миру;

- организовывать работу по благоустройству территории комплекса;

- организовывать работу кружков, студий, секций, клубов;

- привлекать детей к участию в благотворительных акциях, экологических марафонах;

- работать над сплочённостью детского коллектива через осознание важности нравственных ценностей;

- развивать навыки коллективизма;

- создавать ситуацию успеха;

- развивать самостоятельность, ответственность.

Реализация поставленных задач

- организация конкурсов, викторин, тренингов, КТД, марафонов, работы агитбригад, бесед, дискуссий, встреч, деловых игр, экскурсий;

- составление «Красной книги местности»;

- сотрудничество с Национальным природным парком «Святые горы»;

- шефство над малышами в комплексе;

- проведение ярмарок, аукционов и направление средств на благотворительные цели, благотворительные акции;

- организация движения «за чистоту родного края»;

- экспресс-информация об окружающей среде, организация сборов экологов, работы экологических клубов, проведение экологических марафонов, игр;

- очистка леса и родников, уход за лесонасаждениями, соблюдение идеального санитарного состояния в комплексе, помощь лесхозу г. Святогорска.

1.5. «МИР ЗДОРОВЬЯ»

perl6Я получаю только то,
к чему сознательно или
бессознательно стремлюсь сам.

Д.Джампольски

Цвет – голубой

Символ – солнце и футбольный мяч

   Здоровье – это совокупность физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Быть здоровым - это модно, стильно, престижно!

   Цели: обеспечить ребёнку квалифицированное медицинское санаторное оздоровление; воспитать осознанное и бережное отношение к своему здоровью; формировать культуру здоровой личности.

Задачи:

- защита жизни и здоровья;

- создание надлежащих условий для полноценного оздоровления и отдыха, развития творческих способностей, занятий физической культурой, туризмом, природоохранной и краеведческой работой;

- создание возможностей для добровольного выбора видов деятельности и досуга;

- использование материально–технической, культурно–спортивной, оздоровительной, учебно - производительной, научной и коррекционно – обновляющей базы;

- свободное высказывание взглядов, мыслей и убеждений;

- защита от любых форм эксплуатации, насилия со стороны педагогических и других работников центра, пропаганды религиозных убеждений.

Реализация поставленных задач

- через беседы, встречи с известными спортсменами, викторины, клубы культуристов и восточных единоборств, выпуск стенгазет;

- через проведение оздоровительных мероприятий, спартакиад, спортивных праздников, туристических походов;

- через организацию работы спортивных секций, соревнований по различным видам спорта;

- через проведение спортивно-развлекательных игр, эстафет, малых олимпийских игр;

- через работу велосипедного и туристического клубов;

- через организацию санаторно-оздоровительного лечения по индивидуальной программе.

1.6. «МИР ЗНАНИЙ»

perl7Своей верой в ребёнка
я помогаю ему полностью
раскрыть его потенциал.

Цвет – синий

Символ – глобус

Цели: создать условия для получения новых знаний, умений и навыков; формировать навыки работы с информацией; стимулировать познавательный интерес; знакомить с основами бизнеса и предпринимательства.

Задачи:

- способствовать повышению уровня учебных достижений детей;

- организовать предметные недели, конкурсы на уровне учебно-консультативного пункта;

- создать ситуацию постоянного выбора собственной позиции, которая даст возможность осознать себя творцом своих достижений;

- повышать интерес к изучению различной информации;

- знакомить с основами бизнеса и предпринимательства

Реализация поставленных задач

- через беседы, викторины, семинары, вечера, конкурсы выпуск стенгазет;

- через проведение предметных недель, олимпиад;

- через организацию работы библиотеки, кружков, клубов;

- через организацию учебно-воспитательной работы учебно-консультационного пункта;

- через оформление и выпуск газеты;

- через работу радио и видео вещания.

1.7. «МИР ТВОРЧЕСТВА»

perl8Творчество заканчивается там,
где начинается повторение.

Цвет – фиолетовый

Символ – воздушный змей

Цели: создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка; развивать креативность; формировать творческое отношение к деятельности.

Задачи:

- способствовать формированию эстетических вкусов детей;

- развивать способности и таланты, техническое творчество;

- организовывать досуг детей;

- учить быть креативным, при этом оставаясь индивидуумом;

- обучать моделированию творческих действий;

- стимулировать самостоятельность и ответственность.

Реализация поставленных задач

- организация праздников, конкурсов, фестивалей, встреч, выставок, работы кружков и студий, смотров, спектаклей, вечеров, проведение ярмарок, соревнований, аукционов технических идей, игрового центра, карнавалов, балов, дискотек;

- организация творческих фестивалей, конкурсов, праздников различного уровня (межлагерного, регионального, всеукраинского).

   Широко известен психологический феномен, что ребёнку трудно избавиться от комплексов в привычном для него детском коллективе, так как там уже распределены роли, и ребёнок вынужден придерживаться традиционной для него позиции – шута, лидера, хлюпика и т.д. В нашем санаторно-оздоровительном комплексе эти привычные связи разрываются, стереотипы меняются и можно гораздо эффективнее помочь ребёнку многое поменять, открыть в себе.

   Для достижения цели, поставленной в Программе, педагогическому коллективу необходимо осознавать, что дети меняются за счёт изменения условий. Программа создаёт условия для отслеживания динамики влияния на ребёнка временного коллектива: от периода первоначального сплочения до ценностного единства. Путь к ценностному единству идёт через «ближайшую перспективу», которая показывает каждому ребёнку важность смысла достаточно интересной, но сложной работы в течение смены.

   Временные коллективы имеют большие возможности удовлетворения духовных, нравственных, эстетических потребностей детей, их интереса к природе, спорту художественному творчеству. Во временном коллективе возможно предоставление каждому интересных ролей, ответственных поручений, дел по душе.

   Краткий по времени характер деятельности временного коллектива (в условиях программы «Я открываю Мир»), строгие рамки начала и завершения совместной жизни, деятельности и переживаний (через путешествие по Мирам) – благоприятный фактор, дающий ребятам возможность увидеть результаты своего труда и работы, пережить «завтрашнюю радость» - встречу с «Огромным Взрослым Миром».

   Хотелось бы отметить важные, на наш взгляд, условия для успешной реализации Программы:

1. Выдвижение и принятие коллективом привлекательных и общественно важных идей и целей деятельности на весь период смены.

2. Выдвижение перспективы за пределы формального существования данного коллектива.

3. Чёткий ритм работы коллектива, уплотненность и разнообразие видов деятельности.

4. Максимальное привлечение детей для обсуждения целей, средств и результатов деятельности.

5. Создание приподнятой эмоциональной атмосферы за счет использования традиций лагеря.

6. Особая позиция воспитателя в коллективе – позиция старшего друга.

   Создание в коллективе отношений дружбы и взаимопомощи.

   Разнообразие Миров помогает воспитателям создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, что придает ему уверенность, без которой невозможно войти во взрослую жизнь.

2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ ИДЕИ

• Гуманизация воспитательного процесса
• Совместная работа воспитателей и ребёнка, использование педагогики сотрудничества
• Формирование умения работать с различными источниками информации
• Формирование нравственных ценностей личности
• Развитие творческого потенциала ребёнка

3. ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПОМАГАЮТ РЕАЛИЗОВАТЬ ИДЕЮ

   Технология адаптированной системы воспитания (обеспечивает значительное повышение активности каждого ребёнка, возможность высказывать свои мысли и своё эмоциональное и общее понимание жизни).

   Технология педагогики соуправления (помогает сделать воспитательный процесс творчески насыщенным и интересным).

   Технология развивающего воспитания (способствует формированию умений и навыков).

   Нетрадиционные формы проведения мероприятий (способствуют развитию оригинального и творческого мышления).

4. СУТЬ ОПЫТА

   Если в воспитательном процессе отказаться от роли жестокого наставника - создать доброжелательную атмосферу «веры в одного и всех в одного» - будет заложен фундамент для развития креативного мышления детей.

   Стимулирование творческой самостоятельности в условиях нетрадиционного воспитания является предпосылкой и условием того, что поведение детей перестаёт быть шаблонным. Они проявляют позитивное отношение к общению, их знания отличаются глубиной, адекватно воспринимают аудиторию, относительно легко устанавливают контакты.

   Важным способом формирования коммуникативных умений и привлечения детей к самостоятельной работе являются нетрадиционные формы проведения мероприятий.

   Детям только тогда интересно, когда они сами творцы мероприятий.

   Организация детского соуправления, реализация воспитательных проектов, походы, интервью, конференции, встречи с известными людьми, конкурсные программы, работа детских массмедиа, пресс-службы, радиогазеты, детского TV привлекает тем, что дети сами становятся участниками творческого процесса, учатся выполнять ту или другую социальную роль, находить общий язык с окружающими.

   Каждый хочет быть увиденным и стать участником происходящего. Главным действующим лицом в такой организации воспитательного процесса является ребёнок, а воспитатель – то консультант, то наставник, то советник, то помощник. Именно во время такой работы создаётся ситуация совместного творчества и доверия между ребёнком и воспитателем.

   Без наставника-педагога этот процесс не может развиваться достаточно, поэтому в процессе воспитания роль воспитателя выражается в педагогической поддержке и психологической ориентации детей на позитивный результат.

   Воспитательная работа проводится параллельно с работой учебно-консультационного пункта.

   В комплексе создаётся атмосфера, которая способствует демократизации межличностных отношений и развитию действенного соуправления.

   Коллектив комплекса заботится о здоровье и безопасности отдыхающих, предлагает различное санаторно-оздоровительное лечение (работают фитобар (проводится фитотерапия и приём кислородных коктейлей), комната ароматерапии, ингаляторий, соляная комната, комната физиотерапии и бальнеотерапии, массажный кабинет, комната лечебной физкультуры, комната психологической разгрузки), проводит работу по формированию навыков здорового образа жизни.

   Комплекс тесно сотрудничает с родителями. Проводятся родительские дни.

   Комплекс поддерживает отношения Донецкой областной госадминистрацией, с Донецким облсоветом, с исполкомом Донецкого горсовета, с депутатами Донецкого облсовета, с управлением по делам семьи и молодежи при Донецкой областной госадминистрации, с Донецким областным советом професоюзов, с национальным природным парком «Святые горы», с известными спортсменами и деятелями культуры, областными и местными общественными организациями. Постоянно проходят встречи подростков с ведущими специалистами различных структур по вопросам формирования здорового образа жизни.

5. ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ОТКРЫВАЮ МИР »

   Вожатый – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а в общем вместе с детьми улучшении мира.

С.Соловейчик

   Гуманно-личностная педагогика основана на классической формуле: ребёнок не только готовится к жизни, он уже живёт …

   Живёт не в мире детства, а в мире взрослых. Мире, в котором он не успевает сориентироваться в потоке информации, получает искажённое представление об общечеловеческих ценностях и моральных качествах и при этом испытывает недостаток во внимании.

   Отсюда и принцип, который является стержнем Программы «Я открываю Мир»: развивать и воспитывать в ребёнке жизненные компетенции с помощью самой жизни…

   Наш комплекс – мир детства, в котором мы помогаем ребёнку почувствовать себя сильнее, увереннее, значимее, испытать «настоящие» общечеловеческие ценности и унести их в «большую жизнь».

   Что же такое детство и как строить отношения с детьми? Над этими вопросами человечество думает давно. Великие философы всех времён отмечали, как непрост этот участок жизненного пути, в то же время как много можно успеть сделать именно в детстве. Испокон веков детство считается лучшим периодом для освоения наук, развития физических и художественных навыков.

   Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми. И как важно вымостить его кирпичиками счастья.

   «Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от неё свои очертания. Но лишь детство пройдёт,- человеческий материал делается твёрдым, и его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить», эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых.

   Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения его в активную деятельность, пора развития и социализации.

   В период, когда привычный способ жизни уходит на второй план, перед педагогическим коллективом комплекса стоит ряд задач:

- создать психолого-педагогические условия для личностного развития;

- найти разнообразные формы организации деятельности и общения;

- разработать комплексные программы, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегуляции;

- открытие новых эффективных форм общения с миром и людьми.

   Поэтому педагогический коллектив комплекса работает над реализацией Программы «Я открываю мир», которая на сегодняшний день является основой воспитательной работы комплекса. Перед педагогическим коллективом стоит главная цель - организовать работу по формированию целостного мировоззрения ребёнка, создать условия для формирования социальных навыков ребенка, обогащения его социального опыта.

Задачи:

- Создание условий для формирования детского коллектива через реализацию направлений Программы;

- Систематический мониторинг психолого-педагогического статуса ребёнка в ходе реализации Программы;

- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов, развитие навыков рефлексии.

6. ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

   В течение дня каждый ребёнок открывает для себя множество «миров», свой Мир, где он учится общаться, взаимодействовать, быть активным, социально значимым и т.д.

   Именно в процессе взаимодействия с миром у ребёнка формируется отношение к себе, своим поступкам, друзьям, здоровью, взрослым и т.д. поэтому важно отследить эффективность данной Программы.

   Для этого в рамках Программы «Я открываю Мир», существуют игровые блоки – «Миры». Проходя через них, ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого получает новые знания о жизни, себе, сверстниках.

   Отслеживанием результативности Программы « Я открываю Мир» занимаются психологи, которые проводят первичный и дальнейший мониторинг деятельности педагогического коллектива.

   Оценка эффективности помогает оглянуться назад, осмыслить проделанную работу, чтобы в дальнейшем организовать свою деятельность наиболее продуктивно с минимальными затратами. Оцениваются изменения в знаниях, изменения в поведении, изменения внутреннего характера, в отношениях между детьми и т.д.

   Используются следующие варианты, пути и способы отслеживания эффективности:

• ТЕСТИРОВАНИЕ

Для прослеживания динамики изменений один и тот же тест проводится перед началом и по окончанию смены: подсчитывается количество правильных ответов на каждый вопрос в пре-тесте и пост-тесте; вычисляется процент правильных ответов в каждом из них по отдельности и сравнивается картина. Тесты в большей степени рассчитаны на оценку изменений в знаниях.

• АНКЕТИРОВАНИЕ И ИНТЕРВИРОВАНИЕ

Анкетирование и итервьюирование по сути раскрывают отношение человека к поставленной проблеме на основе полученных знаний, навыков. Анкетирование может быть анонимным и именным; индивидуальным и групповым.

• РЕЙТИНГОВЫЕ ШКАЛЫ

Также как и анкетирование, метод используется для определения личного отношения человека к обозначенному вопросу, однако, не требует глубокого пояснения своего выбора.

• ОЦЕНОЧНЫЕ СТУПЕНИ (В.Г.ЩУР)

Эта методика предлагает оценку личностных качеств, осознание своего места в системе социальных связей и направлена на отслеживание изменений внутреннего характера. Полярные ступеньки выбираются произвольно, в зависимости от цели исследования.

• СХЕМА-ОЦЕНКА ПРОВЕДЁНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Данную методику целесообразно использовать в системе после каждого мероприятия, чтобы проследить процесс в динамике. Можно разработать любую форму схемы-оценки и использовать её после каждого мероприятия. Одним из классических примеров является заполнение плаката ДА-ЦЗЫ-БАО (ребёнок изображает цветной гаммой своё настроение перед мероприятием и после).

• ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

   Использование графических методик («Стена откровений», «Дерево желаний», «Цвет настроения») позволяет узнать о внутреннем настроении ребёнка, его взглядах, отношениях наиболее глубоко и объективно, т.к. ребёнок просто рисует или выполняет определённое задание и не подозревает, что является объектом исследования. Он не подыгрывает, не пытается показать себя с лучшей стороны.

   В результате путешествия по Мирам на Прощальном огоньке ребёнок получает «Билет в Огромный Взрослый Мир». В «Билете» отмечается, в чём ребёнок был наиболее успешен, где добился высоких результатов, побед.

   Добрые пожелания и напутствия воспитателей для ребят станут залогом Успеха в Огромном Взрослом Мире.

   Во время проведения Прощального огонька на новом качественном уровне отмечается каждый ребёнок: значимыми становятся его умения, знания, способности, организаторские качества, идейная убеждённость, всё то, что сыграло важную роль в обеспечении общего успеха.

   На прощальном огоньке повышается статус тех, кто действует в интересах коллектива, вкладывает в общий успех свои организаторские, творческие, интеллектуальные способности. Спасибо говорят тем, чьё дружелюбие, весёлый нрав, хорошее настроение помогло прожить все трудности смены. Очень важно показать ребёнку ценность коллектива, вызвать чувство гордости, уважение к нему. Это вызывает у ребят желание соответствовать тем нравственным ценностям, идеалам, которыми ребята жили в течение смены.

   Смысл Прощального огонька (и всей Программы) – наполнить каждого ребёнка жаждой деятельности, оптимистическим и мажорным настроением, пробудить желание и в дальнейшем жить в соответствии с духовными нравственными ценностями.

   Необходимо понимать, что, не смотря на все жизненные перемены, неизменимой остаётся такая её часть, как личность. Поэтому концепция деятельности детско-молодёжного санаторно-оздоровительного комплекса должна базироваться на единстве оздоровительно-воспитательного процесса, который обеспечивают все работники учреждения. Мероприятия, которые проводятся в течение всей смены, носят оздоровительный характер и педагогическую направленность.

Где, скажи, за пару дней
Можно встретить сто друзей,
Командира выбирать
И отряд назвать?
Если ты попал сюда,
Если дружба навсегда
Значит - позабудь про грусть,
Неурядицы -и пусть -
В любое время года:
Зимой, весной и летом
Меняется погода, меняется пора.
Но наш любимый лагерь –
Любимый навсегда!

Разговоры еле слышны. 
И над нами ночная тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит ещё один день.
Только правду скажем в глаза,
Не тая на душе обид.
Промелькнёт и утихнет в сердцах гроза,
Затвердеет дружбы гранит.